Практические советы по выбору доменных имен / Статьи / ControlStyle
Статьи

Практические советы по выбору доменных имен

Опрометчиво купленное имя для будущего веб-сайта зачастую не только не отражает цели проекта, но и не несет в себе вообще какой-либо смысловой нагрузки. В то же время, грамотный подход к выбору доменного имени способен не только привести дополнительных пользователей, но и стать одной из наиболее значимых частей маркетинговой кампании...

К настоящему моменту уже сложились определенные традиции в проектировании web-сайтов. Применение дружественных адресов для ресурсов является признаком продуманности, хорошего тона и профессионализма разработчика.

URL (Uniform Resource Locator) в Интернет представляет собой обозначение определенного ресурса (например, страница, сайт или сервер). URL включает в себя используемый сетевой протокол (ftp://, http:// и т.п.), доменное имя (ibm.com, shop.com.ru) и адрес документа в пределах указанного сервера (/index.html, /images/button.gif).

Принято различать несколько уровней доменных имен. Уровни разделяются точкой. Нумерация ведется справа — налево. Так в имени «www.shop.ru», «ru» является доменом 1-го уровня (или зоной), «shop» 2-го, «www» 3-го.

Исторически сложилось так, что при указании доменного имени использовали префикс «www», который, в сущности, являлся доменным именем уровня вложенности большей на единицу от исходного количества. Таким путем хотели указать тип содержимого по указанному адресу — т.е. HTML-документ. Однако в настоящий момент это правило устарело, и сохраняется исключительно в силу традиции. Правильно спроектированный сервер должен отдавать одинаковую информацию вне зависимости от наличия, либо отсутствия префикса «www».

В рекламных целях, на радио, в газетах, визитках часто указывается адрес сайта в Интернете. В этом случае, независимо от способа передачи информации следует указывать имя, содержащее префикс «www», так как подобная информация зачастую попадает к пользователю в отрыве от контекста. При указании этого префикса, становится понятным, что имеется в виду именно веб-сайт.

Основные критерии выбора доменного имени

Основными критериями выбора имени домена можно назвать:

  • Краткость.
  • Запоминаемость.
  • Произносимость.
  • Простота написания.

Придерживаться критерия краткости со временем становится все сложнее... В наиболее старых доменных зонах (com, net, org) удачей может считаться найденное свободное имя из любых 5 символов или какое-либо осмысленное одно слово из большего количества букв. В некоторых национальных доменных зонах еще есть возможность приобретения имен, составленных из 3-х символов.

Кстати, исследованиями психологов отмечена лучшая запоминаемость именно 3-x символьных доменнных имен, по сравнению с именами, состоящими из 2-х символов.

Широко распространилась разновидность заработка, построенная на захвате доменных имен с целью последующей перепродажи — киберсквоттинг. Людей, занимающихся такой деятельностью, принято называть киберсквоттерами. Известны случаи, когда доменные имена были проданы за суммы, составляющие не один миллион долларов. Средняя цена на домены, состоящие, к примеру, из имени какого-нибудь мифологического божества в зоне «.com» достигает 50 тысяч долларов. Еще лет 5 назад, большинство таких имен были в свободной продаже и стоили по $35 в год.

Использование ключевых слов в названии

Правильно выбранное доменное имя играет огромную роль в успехе всего проекта. Чаще всего, посетители попадают на сайт, просто угадывая его название исходя из своих представлений о существовании некой услуги или торговой марки. Возможно, кто-то уже посещал ресурс, и попытается вспомнить его название с целью повторного посещения. Поэтому, в случае неоднозначного написания имени вашей организации, будет иметь смысл регистрация нескольких доменных имен предполагающих различные трактовки. В общем случае таких имен может быть произвольное количество.

Многие пытаются найти выход в хорошей запоминаемости имени, иногда в ущерб краткости. Так можно считать удачным имя «center-of-the-world.com», т.к. оно составлено из невероятно распространенного словосочетания (англ. центр мира).

Для проверки удобства выбранного имени с точки зрения произносимости, имеет смысл представить, что Вы диктуете его по телефону. В этом случае будет видно как 'всплывут' все возможные разночтения и неудобства.

Избегайте использования некоторых букв и цифр, созвучных по транскрипции с какими-либо другими словами. Так имя SERVICE4U.RU может оказаться похожим на SERVICEFORU.RU, SERVICEFORYOU.RU и еще несколько подобных вариантов. Либо придется зарегистрировать на себя все возможные их разновидности.

Проверить, занято ли выбранное вами доменное имя, а также получить список только что освободившихся доменов, можно например на сайте www.webnames.ru.

Использование аббревиатур

Старайтесь не использовать аббревиатуры. Не всякий пользователь в состоянии запомнить соответствие между именем организации, и ее же именем, но составленном из первых букв входящих слов. В случае некоего абстрактного «МинСельХозПищеПрома» не стоит давать сайту доменное имя MSHPP.RU (а тем более MCXPP.RU).

Во многих случаях приемлемым вариантом будет выбор имени исходя из предоставляемых услуг или продукции. Например — KAPUSTA.RU или CABBAGE.RU. Ну и конечно не стоит решать проблему «в лоб» — MINSELHOZPISCHEPROM.RU.

Языковые аспекты

В наших условиях, при выборе доменного имени, большим вопросом будет использование языка. Сегодня уже появились различные службы, предоставляющие возможность выбора доменного имени на национальных языках. Однако такое решение не является распространенным и доставляет скорее неудобства из-за путаницы в произношении и отсутствии единого стандарта, поддерживаемого разработчиками клиентского программного обеспечения. В принципе, можно взять русское имя, но написанное латинскими буквами. Здесь также действует правило «телефона». Например, в случае COCKA.RU и SOSKA.RU предпочтительнее 2-й вариант, так как «на слух» подавляющее большинство воспримет именно в таком виде. Во всех прочих случаях, регистрация доменных имен на языке целевой аудитории латинскими буквами чаще всего более оправдана.

Будьте уверенными в правильности написания имени с точки зрения орфографии, как на языке целевой аудитории, так и на английском языке. В исключительной ситуации выбранное доменное имя может означать совсем не то, что предполагалось. Это особенно важно для ресурсов, имеющих несколько разноязыких версий. Проверьте значение слов и их комбинаций, входящих в доменное имя, во всех приведенных языках.

Важно знать, что использование знака подчеркивания «_» в доменных именах недопустимо, хотя и возможно в URL. Не стоит разделять фразу, взятую в качестве доменного имени и знаком дефис «-». Пользователям бывает весьма сложно запомнить был ли «минус», не был и в каком месте, если был.

Все рекомендации, высказанные ранее не совсем применимы в случае, когда название организации является известным, раскрученным торговым именем. Тут уж придется, скорее всего, смирится с необходимостью его копирования в доменное имя с соблюдением прочих правил.

Выбор зоны доменного имени

В настоящий момент, в списке доступных имен наличествует список региональных доменов (в том числе RU — Россия, BY — Беларусь, UA — Украина и др.) и список «стандартных» доменов (COM, ORG, NET, новый INFO, и с 7 ноября 2001 года BIZ). Какое же из них выбрать?

Ваш выбор должен базироваться на особенностях будущего проекта:

  • Cайты, содержание и целевая аудитория которых являются глобальными, без выраженных территориальных привязанностей, и используется английский, регистрируются в соответствующем «стандартном» домене в зависимости от его назначения (COM — коммерческие организации, ORG — прочие организации, NET — сетевые организации, INFO — информационный, BIZ — бизнес, прочие — аналогично).
  • Cайты, использующие в качестве основного любой язык, кроме английского, и направленность на территориально привязанную целевую аудиторию, регистрируются в соответствующей национальной зоне.
  • Cайты, которые содержат местную информацию, освещают местные события или продают что-то на местном уровне, регистрируются в домене страны вне зависимости от языка, который используется на сайте.

Если в силу каких-либо причин был приобретен домен не соответствующий вышеуказанным требованиям, постарайтесь либо изменить содержимое проекта (что практически нереально), либо зарегистрировать другое доменное имя.

Выводы

Все советы, приведенные в данной статье, могут оставаться не более чем просто советами. Но большинство из правил представленных здесь в виде рекомендаций оттачивалось годами. Соблюдение данных рекомендаций поможет вам получить дополнительный приток посещений за счет более легкого обнаружения вашего проекта пользователями, обладающими первоначально малым объемом информации о вашей организации. Также вы можете добиться более прогнозируемой и стабильной работы прочих сетевых сервисов, таких, например, как поисковые машины. Ваше право использовать их, или нет, однако, попробовав проанализировать политику ведущих компаний в отношении проектирования URL, можно прийти к выводу, что данные правила соблюдаются весьма строго и являются частью маркетинговой политики.

Сергей Волосевич

Комментировать через

Вконтакте Facebook

К списку статей